Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в Казанском Храме
Дата: 27.09.2025
Праздничные Богослужения
В субботу, 27 сентября 2025 года, в день двунадесятого праздника Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Казанском храме деревни Горбово состоялось торжественное праздничное богослужение. Верующие собрались, чтобы совместно поклониться Кресту Христову, на котором было совершено спасение человеческого рода. Праздничную утреню с чином выноса Креста и Божественную Литургию возглавил настоятель храма, иерей Александр Лобанов. Особую благоговейную атмосферу молитвы создавало пение праздничного состава церковного хора.

Видео
Колокольный звон перед Праздничными Богослужениями. Воздвижение 2025
Колокольный звон после Праздничных Богослужений. Воздвижение 2025
Вынос Креста
История праздника
Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память двух событий: обретения Креста в IV веке и его возвращения из персидского плена в VII веке.

В 326 году равноапостольная царица Елена, мать императора Константина Великого, предприняла паломничество в Иерусалим с целью найти величайшую святыню христианства — Крест, на котором был распят Спаситель. После долгих раскопок на Голгофе были обнаружены три креста. Чтобы определить, который из них принадлежал Христу, их поочередно возлагали на тяжелобольную женщину. Прикосновение одного из крестов исцелило ее, а затем он же воскресил умершего, которого проносили мимо. Так был явлен миру Животворящий Крест Господень.

Множество людей, собравшихся на Голгофе, желало увидеть и прикоснуться к святыне. Тогда патриарх Макарий поднялся (воздвиг) Крест, чтобы все могли его видеть. Народ в благоговении пел: «Господи, помилуй!». Это событие и дало название празднику.

В 614 году персидский царь Хосров захватил Иерусалим и увез Крест Господень в плен. Однако в 628 году император Ираклий одержал победу над персами и вернул святыню в Иерусалим. С того времени праздник Воздвижения стал отмечаться еще более торжественно.
Богослужебные тексты
Евангельское чтение праздника (за Литургией) взято из Евангелия от Иоанна (19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35). В нем повествуется о крестных страданиях Спасителя, Его словах с Креста к Богородице и апостолу Иоанну, и о пронзении Его ребра копьем. Это чтение напоминает верующим о цене нашего искупления и о том, что Крест из орудия казни стал орудием спасения.

Песнопения праздника раскрывают богословский смысл Воздвижения:

Тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...» — ключевое песнопение, в котором верующие просят Бога спасти народ силою Креста, даровав победы над врагами (как внешними, так и духовными) и сохраняя силой Креста His "жительство" (церковную общину, государство).

Кондак: «Вознесыйся на Крест волею...» — прославляет добровольную жертву Христа и призывает радоваться о Кресте, через который пришла радость всему миру.

Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе...» — кратко и емко славит Христа, почитающего Его Крест, которым был умерщвлен смерть и дарована жизнь.

Задостойник (особое песнопение Литургии): «Таин еси, Богородице, рай...» — поэтически описывает трепет ангелов перед тайной искупительной жертвы Христа.