Дела
1914 Отчёт Управы о состоянии народного образования
Фотографии материалов
Дело о башкирце
Материалы XVIII в. рисуют картину жесткого контроля церкви и государства над осуществлением таинства. В чём кроется причина такового явления? Рассмотрим известные документы.
О штрафах, положенных с уклоняющихся от исповеди и Святого причастия
Объявляется во всенародное известие... Ее Императорское Величество наикрепчайше повелевает, чтоб все Ее Императорского Величества верные подданные, исповедания Святой православно восточной церкви, всякого чина мужеска и женска пола люди, от семилитне-возрастных и до самых престарелых, во дни Святой четыредесятницы у отцов своих Духовных исповедовались и приобщались Святых Тайн повсегодно, без всякого, от такового душеспасительного долга, избежения, лености же и небрежения своего. Буде же кто за какою-либо крайне богословною виною в Святую четыредесятницу оного не исполнит, то таковым ту исповедь чинить в последующие тому два поста, в Петров или Успенский, неотменно и потому ж Святых Тайн приобщаться. Аще ли же кто уже и за сим, Ее Императорского Величества указом, во дни Святой четыредесятницы или следующих потом двух постов исповедоваться и приобщаться Святых Тайн не будут, и с таковых, кто б какого звания и чина ни был, Губернаторам и Воеводам и прочим светским командирам по прежним Их Императорских Величеств указам*, а по подаваемым от Духовных Правительств о тех не исповедующихся именным реестрам взыскивать штрафы без всякого послабления.
Указ Сената, 1737 г.
*Кто будет исповедоваться и не исповедоваться, тому всему иметь книги погодно, и кто по тем книгам явится без исповеди, и с таких править тех приходов Священникам штрафы, с разночинцев и с посадских первый (раз) по рублю, второй по два рубли, третий по три рубли (жалованье вольнонаемного слуги в 1717 году составляло 6 рублей в год), а с поселян: первый по десяти денег, другой по гривне, третий по пяти алтын. А которые в таковых противностях явятся, и о тех подавать ведомости, в Губерниях Губернаторам и Ландратам, а им по тем ведомостям таковым чинить наказание, а потом им ту исповедь исполнять же. А буде о тех, кто у исповеди не будет, а Священник о том не донесет, то за то взять на нем штрафа первой пять рублев, второй десять рублев, третий 15 рублев; а ежели потом явится в том же, то извержен будет священства.
Из именного указа Петра I, 1718 г.
В первой половине XVIII века в России существовало настойчивое требование посещения исповеди и причастия — это было закреплено законодательно и контролировалось светскими и церковными властями. Регулярное исполнение долга исповеди и причастия рассматривалось как способ проверить приверженность паствы православию и предотвратить охлаждение к нему:
- Указ Петра I от 8 февраля 1716 года «О хождении на исповедь повсягодно, о штрафе за неисполнение сего правила и о положении на раскольников двойного оклада». Устанавливал штрафы для тех, кто не приступал к исповеди.
- Указ Синода от 7 марта 1722 года обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». В указе говорилось о регулярном ведении «священнических именных росписей»: явившихся на исповедь, не явившихся, раскольников и собранных штрафных денег с уклонившихся.
- Указ Сената и Синода от 16 июля 1722 года окончательно закреплял обязательство для прихожан, начиная с семилетнего возраста, посещать исповедь и причастие, а священникам вести исповедные ведомости («записные исповедавшимся книги»).
Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедоваться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания.
Специальные меры были предусмотрены для того, чтобы весь народ исправно ходил на исповедь. Духовники, как несущие государственную службу, были обязаны доносить о грехах против государства. О том, что о «государственных умыслах» (заговорах против царя и государства), услышанных на исповеди, они будут объявлять, священники давали присягу при вступлении на должность. Эта присяга была введена именным указом императора от 17 мая 1722 года после издания Духовного регламента. Мерой наказания за невыполнение было лишение сана и отдача под светский суд. Однако нарушение тайны исповеди касалось только государственной измены, и как положение нетрадиционное для Церкви оно особо мотивировалось и обосновывалось в Духовном регламенте с целью еще раз убедить в правомерности этого решения.
Все эти правила вызывали огромную канцелярскую переписку. Один из документов имеется в нашем распоряжении. Дело датируется 1743-им годом.
Практика взимания штрафов за непосещение исповеди продолжалась на протяжении всего XVIII в., пока император Павел I не отменил это наказание сначала для раскольников, а затем и для православного населения.
О штрафах, положенных с уклоняющихся от исповеди и Святого причастия
Объявляется во всенародное известие... Ее Императорское Величество наикрепчайше повелевает, чтоб все Ее Императорского Величества верные подданные, исповедания Святой православно восточной церкви, всякого чина мужеска и женска пола люди, от семилитне-возрастных и до самых престарелых, во дни Святой четыредесятницы у отцов своих Духовных исповедовались и приобщались Святых Тайн повсегодно, без всякого, от такового душеспасительного долга, избежения, лености же и небрежения своего. Буде же кто за какою-либо крайне богословною виною в Святую четыредесятницу оного не исполнит, то таковым ту исповедь чинить в последующие тому два поста, в Петров или Успенский, неотменно и потому ж Святых Тайн приобщаться. Аще ли же кто уже и за сим, Ее Императорского Величества указом, во дни Святой четыредесятницы или следующих потом двух постов исповедоваться и приобщаться Святых Тайн не будут, и с таковых, кто б какого звания и чина ни был, Губернаторам и Воеводам и прочим светским командирам по прежним Их Императорских Величеств указам*, а по подаваемым от Духовных Правительств о тех не исповедующихся именным реестрам взыскивать штрафы без всякого послабления.
Указ Сената, 1737 г.
*Кто будет исповедоваться и не исповедоваться, тому всему иметь книги погодно, и кто по тем книгам явится без исповеди, и с таких править тех приходов Священникам штрафы, с разночинцев и с посадских первый (раз) по рублю, второй по два рубли, третий по три рубли (жалованье вольнонаемного слуги в 1717 году составляло 6 рублей в год), а с поселян: первый по десяти денег, другой по гривне, третий по пяти алтын. А которые в таковых противностях явятся, и о тех подавать ведомости, в Губерниях Губернаторам и Ландратам, а им по тем ведомостям таковым чинить наказание, а потом им ту исповедь исполнять же. А буде о тех, кто у исповеди не будет, а Священник о том не донесет, то за то взять на нем штрафа первой пять рублев, второй десять рублев, третий 15 рублев; а ежели потом явится в том же, то извержен будет священства.
Из именного указа Петра I, 1718 г.
В первой половине XVIII века в России существовало настойчивое требование посещения исповеди и причастия — это было закреплено законодательно и контролировалось светскими и церковными властями. Регулярное исполнение долга исповеди и причастия рассматривалось как способ проверить приверженность паствы православию и предотвратить охлаждение к нему:
- Указ Петра I от 8 февраля 1716 года «О хождении на исповедь повсягодно, о штрафе за неисполнение сего правила и о положении на раскольников двойного оклада». Устанавливал штрафы для тех, кто не приступал к исповеди.
- Указ Синода от 7 марта 1722 года обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». В указе говорилось о регулярном ведении «священнических именных росписей»: явившихся на исповедь, не явившихся, раскольников и собранных штрафных денег с уклонившихся.
- Указ Сената и Синода от 16 июля 1722 года окончательно закреплял обязательство для прихожан, начиная с семилетнего возраста, посещать исповедь и причастие, а священникам вести исповедные ведомости («записные исповедавшимся книги»).
Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедоваться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания.
Специальные меры были предусмотрены для того, чтобы весь народ исправно ходил на исповедь. Духовники, как несущие государственную службу, были обязаны доносить о грехах против государства. О том, что о «государственных умыслах» (заговорах против царя и государства), услышанных на исповеди, они будут объявлять, священники давали присягу при вступлении на должность. Эта присяга была введена именным указом императора от 17 мая 1722 года после издания Духовного регламента. Мерой наказания за невыполнение было лишение сана и отдача под светский суд. Однако нарушение тайны исповеди касалось только государственной измены, и как положение нетрадиционное для Церкви оно особо мотивировалось и обосновывалось в Духовном регламенте с целью еще раз убедить в правомерности этого решения.
Все эти правила вызывали огромную канцелярскую переписку. Один из документов имеется в нашем распоряжении. Дело датируется 1743-им годом.
Практика взимания штрафов за непосещение исповеди продолжалась на протяжении всего XVIII в., пока император Павел I не отменил это наказание сначала для раскольников, а затем и для православного населения.
План
Московской губернии Рузского уезда Горбовской волости села Богородского Горбова тож бывшего владельца г. Де-Витте
Московской губернии Рузского уезда Горбовской волости села Богородского Горбова тож бывшего владельца г. Де-Витте
Дело о выделении земельного надела крестьянины Сергею Петрову